По горному Крыму от Бахчисарая до Алупки

Оцените материал
(8 голосов)
По горному Крыму от Бахчисарая до Алупки Гоный Крым

В 2000 и 2001 годах команда котельничских туристов, состоящая в основном из сотрудников Котельничского палеонтологического музея прошла по горному Крыму более 200 километров.

Про переезд от Котельнича до Симферополя рассказывать особо нечего, за исключением границы между Россией и Украиной (дикость, господа) там происходит таможенный и пограничный досмотр. Сначала наша таможня, затем - Украинская. Вещи, правда, у нас не трясли, но что везем, зачем едем - спрашивали. Особо эти досмотры, конечно, не напрягают, но, на самом деле, кажутся дикостью.

При въезде в Крым мы не отрывались от окна. Всякие интересные деревья, которых у нас нет, виноградники (перед Крымом - озеро Сиваш - страсть как интересно) (наивные, потом мы увидели столько всяческой нестандартной растительности...)

Итак, мы уже в Симферополе. До электрички на Бахчисарай около двух часов. Накрапывает мелкий дождик и мы немного расстраиваемся. Сразу бежим менять свои рубли на ихние хохлобаксы (это мы так в последствии стали называть гривны) Курс везде разный (н.п. менялы в поезде давали за 100 рублей 19,5 гривен) в Симфере в обменных киосках уже давали 18 грн, а на побережье можно встретить и 16.5. Ну а затарившись гривнами - конечно в магазин покупать крымские вина. (на 9 человек купили 15 бутылок) глаза разбегаются и не знаешь что взять. (правда к концу поездки мы уже стали специалистами и знали какое вино хорошее, а какое не очень) хотя на плохие вина мы там ни разу не попадали. Сразу рекомендую “Солнце в бокале”, “Ай-серез”, Портвейн красный масандровского завода, “Ески-Кармен” бахчисарайского завода, И конечно “Старый нектар” севастопольского завода “Инкерман”. Все это можно купить практически в любом магазине в Симферополе, где есть винный отдел. Цена этих вин где-то 45-60 рублей. Но можно взять и за 15-25 бутылочку вина немногим хуже. (да забыл, еще очень хорошие Кагоры) Коньяк покупать не рекомендую. Все, которые мы пробовали (даже дорогие) - не очень. Ну вот, на вине больше останавливаться не буду, хотя каждый вечер оно скрашивало наше одинокое существование около костра, когда спать еще рано, а делать все равно не чего.

Затарившись вином, едем в Бахчисарай. Там делаем небольшой переход до ближайшей туристской стоянки (6-7 км) (а рюкзаки под весом бутылок изрядно потяжелели) и начинаем дегустацию вин. Надегустировались..... :-))

Вот почти вся наша команда. Крайни слева - автор этих строк

На следующий день так называемая радиалка (т.е. выход без рюкзаков) в Бахчисарай в Ханский дворец и в пещерный город Чуфут-Кале. Ханский дворец в общем-то не слишком интересен, но там находится знаменитый Бахчисарайский фонтан воспетый Пушкиным. Мдааа фонтан фонтанировал :-)) А еще в Ханском дворце можно за 3 гривны одеться в красивые яркие восточные халаты с тюрбанами (ничего удивительного в том, что они восточные нет - раньше в Крыму (да и сейчас тоже) жило очень много татар и турков), что мы конечно и сделали. Развлекались и фотографировались, наверное минут 40. Народ который был рядом тоже прикалывался глядя на нас. По пути из Ханского дворца в пещерный город Чуфут-Кале конечно же зашли в фирменный магазин Бахчисарайского винного завода - устроили маленькую дегустацию и пофотографировались на фоне большой стойки с бутылками :-))

Чуфут-Кале - первый пещерный город в котором я побывал. Вообще, в горном Крыму таких городов очень много. Некоторые из них строились в военных целях, некоторые использовались как монастыри, в некоторые люди уходили опасаясь гонений. Чуфут-Кале был построен для обороны. Находится на достаточно высокой плоской горе. (высота над уровнем моря - метров 500) Вид от туда просто зашибеновский. Сам город очень интересен - представь прямо на горе есть свои улицы, дома, церкви, могильники. Огромное впечатление производит дорога... с колеей от повозок... самый прикол в том, что дорога-то каменная. Сколько лет по ней ездили повозки, если в достаточно плотной скальной породе появились колеи глубиной сантиметров 20 - 30. Эту дорогу зовут “Вечной дорогой”) Несколько сотен лет назад одной их народностей, живших в этом городе были Караимы. Сейчас это почти исчезнувший народ (В России и на Украине осталось всего человек 800, а по всему миру где-то 2500) Чуфут-Кале - святое для них место. Мы попали как раз в тот день, когда они отмечали какой-то свой религиозный праздник и увидели, наверное человек 40. После посещения Чуфут-Кале пошли в другой пещерный город Тепе-Кермен. Он находится, наверное, километрах в 5 от Чуфут. Но на достаточно крутой горе (высота 544 м.) Замучались забираться на нее. Сам город понравился мне гораздо больше, чем предыдущий. Он менее разграблен (в могильниках даже попадаются человеческие кости). Описывать его подробно, наверное нет смысла. Все пещерные города Крыма (только не пойму почему их называют пещерными, ведь находятся они на скалах) чем-то похожи. Но и одновременно в каждом есть что-то свое, какой-то свой стиль.

Автор этих строк с бутылочкой хорошего бахчисарайского вина на Чуфут-Кале

В лагерь пришли достаточно измученные и усталые. Но у нас хватило сил сбегать в Бахчисарай в магазин за вином. Но это совершенно отдельная история. У вас уже наверное создалось впечатление что мы там только и делали, что пили вино. В прочем, каждый вечер так оно и было. Во-первых, быть в Крыму и не пить ихнее вино - это уже грех. Во-вторых оно просто очень здорово снимало усталость. Представь, проходишь километров 25 под рюкзаком да еще четверть из этих 25 км. в гору, сбрасываешь рюкзак - ноги гудят, их вообще не чувствуешь. Сел у костра, выпил вина, на утро встаешь как огурчик, ноги отдохнули, как будто никуда и не ходил. Впрочем, этому есть совершенно научное обоснование. Когда возникают большие физические нагрузки в мышцах накапливается так называемая молочная кислота, которая не успевает выводится кровотоком. Вино же, особенно красное, расширяет сосуды....

Ну а теперь о Бахчисарае и магазине. Пошли трое. Дошли до магазина нормально, но уже затемно (в Бахчисарае ни одного фонаря - жуть) долго выбирали, продавщица прикалывалась, мы тоже. Купили бутылок 7, в том числе и шампанское (ихнее местное Бахчисарайское красное шампанское - замечательная вещь), сгрузили их мне в рюкзак и пошли обратно. Минут через 10 Андрей вдруг говорит, “Господа, мы ведь любим сами себя - мы говорим - ну конечно, - Тогда пойдемте вернемся и купим для себя бутылочку какого нибудь очень хорошего дорогого вина и по дороге ее выпьем. Разумеется идея принимается на ура, и мы возвращаемся. Только успеваем сделать несколько десятков шагов обратно как мой рюкзак рвется и из него выпадают три бутылки и две из них со звоном (в полной темноте) бьются об асфальт. Это действо как раз сопровождалось словами Андрея “Давайте купим себе очень хорошее вино” - ты будешь смеяться но мы хохотали над этими разбитыми бутылками минут 5. Разумеется теперь у нас появляется еще один повод вернуться в магазин - нужно восполнять разбитое. Заходим в тот же магазин, хохочем и объясняем, что на дороге разбили вино и теперь нам нужно купить еще - у продавщицы немая сцена. Опять очень долго выбираем, выходим из магазина, и тут Юлька говорит, что наши нервы уже на пределе (как никак вино-то жалко) и нужно просто срочно чего-нить выпить. Идея опять же принимается на ура. Открываем бутылку прямо у магазина - выясняется, что нет стаканчиков (а пить из горла такое вино...) Я говорю сейчас, и в третий раз за 30 минут захожу в магазин - второй раз немая сцена. Продавщица уже не знает что думать.

На обратном пути проходим место где произошла трагедия... Предлагается почтить память разбитых бутылок минутой молчания и помянуть их.... :-)) Встаем рядом, Андрей зачитывает краткую поминальную речь, минута молчания, потом поется похоронный марш, сопровождаемый бульканьем вина в наши желудки. Редкие прохожие в полной темноте шарахаются в стороны, а мы загибаемся от смеха. Дальнейший наш путь до лагеря был усеян еще двумя пустыми бутылками.

Выйдя из Бахчисарая мы завернули к ближайшим сосенкам и просидели там еще часа два. Под вино мы обсудили множество проблем J о многих упоминать сейчас не стоит, но вот на одной есть смысл остановиться подробнее. Это тема Кролика. Сейчас попытаюсь пояснить. Почему многие люди занимаются туризмом, почему им нравится быть вместе с природой, как бы слиться и жить в ней. Дело в том, что так жить проще. Существуют лишь самые элементарные желания - желания Кролика. Выжить, поесть, поспать, куда-то прийти. Цель определена точно. Минимум моральных и бытовых проблем. Все эти моральные и бытовые проблемы сводятся к элементарному выживанию. Если я не поставлю вечером палатку - я замерзну, если я не разожгу костер и не поем - я умру от голода и холода, если я не помогу товарищу, которому в данный момент тяжело - то он станет обузой для всего отряда (читай - племени) и в другой раз не поможет мне. Заботясь о товарище я забочусь о себе, и заботясь о себе, я забочусь обо всем отряде. Если идет дождь и дует ветер и я остановлюсь и не пойду вперед - я замерзну и умру. Ничуть нигде не преувеличил. В последствии было несколько случаев в которых приходилось на самом деле выживать. Если перестаешь бороться, то погибаешь. Ну вот. Вроде объяснил.

Подходя к лагерю уже в совершенно полной темноте и не слишком трезвом состоянии я спотыкаюсь и разбиваю еще одну бутылку :-)))

На следующий день не слишком длинный переход (10 км) до с.Баштановка. С посещением то ли города, то ли монастыря Качи-Кальон. Там очень красиво. Огромные скалы. Походили посмотрели. Баштановка сверху была как на ладони. До нее спускаемся под рюкзаками по горной тропинке. Один неверный шаг - и ты летишь ломая собственные кости и близ растущий кустарник. Под рюкзаком инерция гораздо больше а при падении снять его будет практически невозможно. До Баштановки добрались без приключений. Встали лагерем, сбегали в магазин.....

Следующий день. Переход Баштановка - Пятая Балка. (25 км, много в гору) где-то посередине нас застал сильнющий дождь. Вымокли как цуцеки, замерзли и очень устали. Шли, практически, целый день. Пятая балка - это первая наша “выскогорная” стоянка. Посетили горные монастыри Челтер и Шулдан - высота 484 - 500 м. Заблудились, долго выходили до лагеря. А под вечер сходили в, наверное, самый красивый пещерный город Ески-Кармен. Там здорово. Есть своя “Вечная дорога”, Церковь в которой даже еще сохранились фрески, загоны для скота, “дома” и все это в скале. Воду там раньше добывали в колодце до которого надо спускаться на глубину 50 метров по очень крутым скользким ступенькам. Как они туда ходили....? Я представил себе женщину с коромыслом, которая карабкается по этим ступенькам :-)) Жуть. На сторожевой башне мы присели, распаковали бутылочку вина “Ески-Кармен” Бахчисарайского завода. На Эски-Кармен пили одноименное вино :-))

Вид на горный Крым с пещерного города Эски-Кармен (вдали виден Мангуп-Кале)

Именно там я нашел на себе первых клещей. Вообще клещей было очень много. Все предыдущие дни ребята снимали их с себя по несколько штук. А на мне не было. И тут за раз я снял с себя стразу 6. Потом еще часа через два еще троих. И на следующее утро еще двух. Причем один из них уже устроился очень конкретно и похоже собирался вкусно позавтракать. Во все последующие дни пока шли до моря я снимал с себя как минимум по два клеща. Осматривались на предмет наличия присутствия клещей достаточно часто и постепенно это вошло в привычку.

Следующий день. Радиальный выход на Мангуп-Кале (высота 583 м) Замучались забираться. Нужно было набрать высоты метров 400. Но это того стоило. Сверху виден почти весь горный Крым. В этом городе сохранились остатки крепостной стены, ворота. А еще там я потерял свои часы.

Далее было по два больших перехода по 25 - 30 км. Пятая Балка - Богатое Ущелье и Богатое Ущелье - Большой Каньон Крыма. В богатом ущелье просто огромный буковый лес. Очень зеленый, очень светлый. Красиво. Там утром я проснулся часа в 4 от пения птиц. Такой птичьей вакханалии я ни где не слышал. Так здорово!

Большой Каньон Крыма - наверное самое красивое место из тех, которые я видел в своей жизни и одно из самых красивых на Земле. Фотография никогда не передаст то как там на самом деле. Длина БКК 2,5 - 3 км. Высота над уровнем моря где-то 800м. А сам каньон в высоту - метров 400. Внизу протекает небольшая речка (температура воды 8-9 градусов) В БКК есть место паломничества - Ванна молодости. Считается, что если в ней искупаешься то будешь очень долго оставаться молодым. Разумеется, мы это сделали сразу еще не забравшись на стоянку (ванна молодости в самом низу каньона, а стоянка на верху (соответственно, после ванны надо было подняться с рюкзаками метров на 400) Вода холоднющая и я оттуда вылез с круглыми глазами. Эхх я еще не знал что готовит мне будущий день.

А будущий день приготовил радиальный выход в БКК. Мы шли внизу каньона вдоль этой речки. Сначала обходили ее то по одному то по другому берегу (речка не широкая - метров 5), потом скакали по камушкам. Чем дальше, тем каньон все сильнее сужался, по берегу пройти было уже не возможно. Потом сняли тапочки и часть прошли по воде где-то по колено. А потом такое началось... Приходилось прыгать метров с двух в ледяную воду. Ныряешь с головой, выплываешь где помельче и идешь дальше или по колено или по пояс в воде. В один прекрасный момент после такого купания мне пришлось долго ждать отставшего товарища - Валеру он тащил рюкзак с фото-видео техникой и пытался пролезть по скалам, но это у него не получилось. И мы придумали В Большом Каньоне Крыма. Глубина каньона более 400 метров.хитрость. В том месте где нужно было прыгать сверху и нырять в воду, с аппаратурой, конечно, не пройти. Мы поступили очень просто. Я зашел в воду как можно ближе к Валере и он кинул в меня рюкзак. Ничего не замочили!!! Но к тому времени я уже очень замерз. Начинало потихоньку выколачивать. А ведь мы находились как раз в середине каньона. Назад уже не пройти, вперед - неизвестно сколько там еще купаний предстоит, оставаться на месте... совсем дикость весь сырой, колотит и если встанешь - через час просто умрешь от переохлаждения. Оставался только один вариант - вперед. И мы пошли. Сдабривая все это хорошими русскими выражениями. Купаться пришлось еще очень много раз. И к тому моменту, как мы увидели первых туристов нас колотило не на шутку. А эти туристы - придурки задумали пройти каньон не сверху вниз как мы, а снизу в верх, да еще и с рюкзаками. Спрашивают нас как там, мы отвечали только одно - хреново, и чтобы они туда ни в коем случае не лезли. Таких групп было штук 5. Нашлись сердобольные тетеньки, которые увидев наше состояние налили нам по 50гр. коньяка. До сих пор им благодарен и буду еще их очень долго вспоминать. Вот вам пожалуйста Кролик. Приходилось выживать на самом деле и не по приколу, а по настоящему. Но каньон еще не был пройден и мы пошли дальше. На нас смотрели круглыми глазами. Мы уже не обращали внимание на то что можно было пройти где по мельче шли напролом по пояс в воде. Проходя мимо Ванны молодости, где еще вчера мы ежились от холода и где сегодня туристы так же как и мы вчера боялись купаться, мы дико захохотали и сказали “Фигня эта ваша Ванна молодости”

В общем, каньон мы прошли.

За-то на следующий день по всему каньону о нас ходили легенды и нас называли не иначе как “Та группа, которая уже прошла Каньон”, а мы согнув пальцы на руках и ногах давали рекомендации как это лучше сделать.

Кстати этот день был как раз 1 мая. Которое сразу с утра мы и начали отмечать. На рулоне бумаги зеленкой написали С 1 мая!, прикрепили этот плакат на пенополиуретановый коврик, и поставили к дереву. На ветки дерева повесили шарики. Правда роль шариков играли, я извиняюсь, презервативы :-))) Ну и конечно, громко, чтобы всем остальным группам с Украины и Белоруссии, которые стояли рядом, было слышно спели песню “Москва моя, страна моя - ты самая любимая”.

Ребята в тот день ходили на гору Орлиный Залет (1026м.) и в желтую пещеру. Я остался в лагере, так как к тому времени уже очень сильно растянул себе на камнях голеностопные суставы и нужно было немного отдохнуть. Пришли они уже затемно очень уставшие, голодные, но полные впечатлений. Пещера им очень понравилась и я весь обзавидовался. Ну ничего, через неделю я побывал в такой пещере.....

После двух дней стоянки в БКК мы двинулись до Алупки. Но чтобы до нее дойти нужно было подняться на Ай-Петринскую яйлу (так там называют горную гряду или высокогорное плато) на высоту более 1000м. Поднимались долго, но за-то когда поднялись.... Мы шли в облаках, облака были под нами над нами и в нас. Это так здорово, когда ты видишь как облако надвигается на тебя или летит в тебе.... Незабываемо. А еще сверху виден н.п. склон соседней горы и, практически сразу несколько климатических зон: сначала идет высокогорная степь - это такая жухлая желтая травка - как бы приполярье, потом она переходит в кустарник, который еще даже не зазеленел, потом идет зеленый кустарник, потом хвойный лес, потом лиственный лес. Все климатические зоны от приполярья до субтропиков лежат перед тобой как на ладони.

На Ай-Петринской яйле.

Тучки которые летали рядом постепенно стали гуще и темнее и пошел дождь, сначала не сильный, но потом он перешел в ливень с сильным ветром. А нам нужно было еще дойти до канатной дороги (километров 10) Наверное это был самый длинный наш беспосадочный переход. А куда деваться. Такой ливень и ветер, что останавливаться нельзя. Вот пожалуйста - опять Кролик. Встал хотя бы на пару минут - сразу задубел. К канатке мы подошли уже абсолютно замерзшие но веселые и довольные. И тут опять проблема - хохлобаксов больше не осталось. Пришлось менять рубли у торгашей, которых там в изобилии и в нагрузку брать еще бутылку водки (правда она нам тогда была очень нужна) но стоила 80 рублей!!! В канатку загрузились с шутками и прибаутками, веселили весь вагон. Спуск с высоты 1200 метров занимает минут 10. От резкого перепада давлений закладывает уши. Правда все было в облаках и моря и Ай-Петри совсем не было видно.

А в Алупке было более менее тепло и дождь почти не шел. Наша стоянка была буквально в 10 минутах от Воронцовского дворца и рядом с морем. На следующий день мы конечно же искупались. После Ванны молодости и проливного дождя на Ай-Петри вода в 13 градусов показалась нам теплой.

Следующий день был абсолютно ясным и солнечным (удивительно, как быстро меняется погода) над Ай-Петри ни одного облачка. В троем мы решили снова съездить на Ай-Петри. Забрались на самый верх (высота 1234м.) и конечно же выпили там бутылку вина, свесив ноги с такой офигительной высоты.

На следующий день съездили в Ласточкино Гнездо и прогулялись по прибрежным городкам. Я сходил в Воронцовский дворец и сфотографировался около львов. Дело в том, что первый и последний раз я там был когда мне было 7 лет и у нас дома есть фотография маленького меня около льва. И вот еще одно фото уже через 20 лет...

Сад около дворца - это что-то. Очень много разных деревьев, мне просто не описать. Там нужно побывать.

Вообще, побережье мне понравилось меньше всего. Слишком много людей, домов, и не слишком красиво. В горах гораздо лучше. Так что те люди которые ездят в Крым загорать - на самом деле Крыма не видели.

После двух дней у побережья опять возвращаемся в горы. На этот раз на пещерное плато Чатыр-Даг. Это в 25 километрах от Симфера по трассе Симферополь - Ялта. Там очень много пещер, две из них посещаемые, правда за это берут денежку. Первая пещера - Эмине-Баир-Хосар, вторая - Мраморная.

Конечно очень красиво. Самые разнообразные формы кальцитов - сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, водопады, люстры. Но все слишком цивильно - лесенки, бетонные полы, ограждения. В Мраморной пещере за 10 уе можно с инструктором сходить на более нижние уровни. Что после небольших колебаний мы и сделали. И не пожалели. Посещение этой пещеры - пожалуй самое сильное впечатление от Крыма. Это просто фантастика. Такого я ни где не видел. Представьте отвесные стены на которых растут кораллы. Мне просто не описать этого словами и фотография этого тоже не передаст. Каменные водопады, об огромных сталактитах я уже и не говорю, их там столько... Есть наросты образование которых вообще не поддается никакой логике - они просто иррациональны. С “потолка” свисают огромные “люстры” - это такие штуки основание которых достаточно тонкое, но заканчиваются они огромными коралловыми наростами - как люстра. В некоторых местах мне хотелось просто плакать - как все было здорово и красиво, а уж сколько возгласов восхищения наслушался наш проводник... В пещере есть участки достаточно сложные для прохождения, но нам после лазания по Киров 600 - они были влеготу. Даже проводник удивился - сказал: “Вот это люди - никого тащить не надо” Уже на выходе, в последнем зале, он закурил, уселся на камушек и сказал: “Выход ищите сами. Найдете за 5 минут с меня бутылка пива. Не найдете - с вас” Мы нашли выход за 2 минуты :-)) - обломали.

В общем когда мы вылезли - глаза у нас были совершенно круглые, а мы были абсолютно счастливы. Ребята, которые там работают спрашивали как нам все понравилось, но слов, чтобы сказать как мы просто не нашли. Мраморная оказалась последним и сильным аккордом нашего посещения Крыма.

А у меня появилась еще одна мечта. Говорят, что нижняя часть второй пещеры (сокращенно ее называют Баир) еще красивее и фантастичнее. Туда пускают только избранных. Теперь хочу туда. Наверное скоро сниться будет. Уже стало навязчивой идеей.

Вот вроде и все.

И немножко о вещах более прозаических.

Жизнь на Украине хуже чем у нас. Средняя пенсия 350 рублей, буханка хлеба стоит 8 руб. Мясо и колбаса несколько дешевле, чем у нас. Транспорт очень дешевый. От Ялты до Симферополя на троллейбусе ехать 2 часа, а берут за это где-то 15 руб. Народ ругает Кучму (но это в Крыму) западная Украина, конечно за него. Вообще к русским относятся нормально. Проявлений национализма я не заметил. Правда вот, когда еще стояли в Каньоне, подошли мы к одной группе, а у них как раз был какой-то песенный конкурс и тут они случайно запели песенку “Страна моя Москва моя.....” на слове “Москва” песня сошла на нет. Хотя за все время поездки я не слышал ни одного человека, говорящего на украинском. Все говорят на русском, только ужасно его извращают - это несколько доставало. И о какой независимости они говорят - непонятно.

И еще... Конечно я замечательно отдохнул. На 3 недели превратиться в Кролика - как это здорово. Многие проблемы там кажутся мелочными и банальными. Приехал - даже небольшой депрессняк начался. Ну ничего, скоро лето - опять быть Кроликом, жить в палатке, сидеть у костра, смотреть не звезды и не думать о том, что где-то есть совершенно глупые людские муравейники с их надуманной нереальной жизнью. Потому что на свете нет ничего более реального, чем небо, звезды, костер и плечо друга.